Публикация в московском журнале JAZZ.RU

Пианист Игорь Володин: интервью о 20 годах во главе фестиваля «Сентябрь в Тихвине»

Каждый год в старинный городок Тихвин на востоке Ленинградской области приезжают на фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине» музыканты из разных уголков России и других стран. В этом году состоялся юбилейный, двадцатый фестиваль, который длился три дня — c 13 по 15 сентября.

Первый день посвятили юным музыкантам. В концертном зале детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова выступили детские ансамбли из музыкальных школ Тихвина, Бокситогорска и Санкт-Петербурга. Но официальное открытие фестиваля состоялось на следующий день, 14 октября, в концертном зале дворца культуры имени Н.А. Римского-Корсакова, где выступили петербуржцы — Mussorgsky Jazz Orchestra под руководством Сергея Богданова и Sweet Hot Jazz Band, москвичи — квартет Алины Ростоцкой, а также организатор фестиваля — тихвинский пианист Игорь Володин совместно с новгородским художником Стосом Карповым. Синтез музыки и живописи был продемонстрирован не только на сцене, но и в фойе Дворца культуры была организована выставка художника Игоря Петрова «Джазовые зарисовки».

Алина Ростоцкая (на заднем плане контрабасистка Дарья Чернакова)
Алина Ростоцкая (на заднем плане контрабасистка Дарья Чернакова)

15 сентября фестиваль продолжили Арт-квартет Тима Дорофеева совместно с пианистом Андреем Шабашёвым (Архангельск) и джазовая группа «Тихвин» с гитаристом Вячеславом Большаковым. Этот концерт состоялся в зале районного Дома культуры. Завершали фестиваль эстрадно-духовой оркестр из Великого Новгорода и духовой оркестр детской школы искусств имени Н. А. Римского-Корсакова.

Арт-квартет гитариста Тима Дорофеева
Арт-квартет гитариста Тима Дорофеева

Много лет «Джаз.Ру» публиковал репортаж с фестиваля практически каждый год, и я решила разнообразить контент и взяла интервью у продюсера фестиваля — композитора и пианиста Игоря Володина.

Расскажите про первый фестиваль «Сентябрь в Тихвине». Какова была его концепция?

— Концепция самого первого фестиваля «Сентябрь в Тихвине» было ровно такая, как и всех последующих. Не дать ему опуститься до уровня местечковой тусовки. Участники — только профессиональные джазовые музыканты. Звучать должен джаз высочайшего уровня. Никаких стилевых ограничений. От раннего диксиленда и до радикального авангарда. Музыканты выступают, невзирая на скромные гонорары.

Игорь Володин
Игорь Володин

Известно, что Владимир Фейертаг появился только на втором фестивале, а кто был ведущим первого?

— Я с самого начала очень хотел, чтобы все наши фестивали вёл легендарный Владимир Борисович Фейертаг. Я с ним ещё не был знаком и очень мечтал увидеть его в Тихвине. К сожалению, дата первого «Сентября…» совпала с фестивалем в Одессе, куда Владимир Борисович был приглашён ещё раньше. Начиная со второго, он уже не пропустил ни одного нашего фестиваля. Музыкантов на первом «Сентябре..» я представлял сам, и была ведущая из штатного состава ДК.

Какой фестиваль из всех двадцати запомнился вам больше всего?

— Я бы на сегодняшний день не стал выделять из всех 20 фестивалей какой-то один. Они мне все одинаково дороги, и каждый любим по-своему. За все эти годы, даже в самые трудные времена, не было ни одного проходного, «для галочки» фестивального концерта. Мне хочется в это верить.

Возникают ли трудности при организации фестиваля? Какие?

— Трудности стандартные для нашего государства, где культура, по моему представлению, не в большом почёте. Основная проблема — финансирование. Фестиваль проводится почти исключительно на спонсорские деньги, которые всегда достаточно трудно добываются. По абсолютно непонятным мне причинам город не имеет права заложить в свой бюджет достаточную сумму, чтобы ежегодно спокойно проводить это значимое мероприятие. И я на самом деле очень благодарен нашим достаточно мудрым чиновникам, которые не закрывают этот проект и каждый год находят выход, часто из тупиковой ситуации. Сам я по спонсорам ходить совсем не умею и навряд ли буду.

Игорь Володин наносит финальный мазок на холст, над которым во время его выступления трудился на сцене «антихудожник» из Нижнего Новгорода Стос Карпов (справа)
Игорь Володин наносит финальный мазок на холст, над которым во время его выступления трудился на сцене «антихудожник» из Новгорода Стос Карпов (справа)

Что отличает ваш фестиваль от остальных?

— Я совершенно искренне считаю, что фестиваль «Сентябрь в Тихвине» — это абсолютно уникальное явление не только для Тихвина, но и для всей России. Эксклюзив. Нонсенс. Нет больше в нашей стране провинциального города с 50 000 жителей, где был бы фестиваль такого уровня, который беспрерывно проходит каждый сентябрь вот уже 20 лет! Всё-таки джаз — музыка несколько элитарная. Только достаточно подготовленный слушатель может её понять и по-настоящему принять в свою душу. И меня очень радует тот факт, что город любит этот фестиваль и гордится им. В Тихвине какая-то особая аура, как мне кажется. И икона, и монастырь, и Николай Андреевич Римский-Корсаков (русский композитор родился и до 12 лет жил в Тихвине, а после поступления в Морской кадетский корпус до своих 22 лет ежегодно приезжал в родной город на отдых. — Ред.), воздух пропитан желанием творить и делиться красотой…

Что нужно артисту для того, чтобы выступить на вашем фестивале?

— Чтобы стать участником нашего фестиваля, надо не только быть профессиональным джазовым музыкантом и виртуозом. Я, как музыкальный руководитель фестиваля, ищу артистов с ярко выраженным собственным творчеством. Самобытных, нетривиальных, глубоких… Современное джазовое образование готовит, как мне кажется, исполнителей очень высокого уровня. Сотни молодых музыкантов играют практически безупречно технически, умело пользуясь шаблонами и канонами. И это, наверное, замечательно. Но чтобы попасть на наш фестиваль, надо быть яркой индивидуальностью! Неважно, где вы живёте, учитесь или учились, в каком стиле вы импровизируете, сколько вам лет и так далее. И, кстати, чтобы я услышал потенциальных участников следующих фестивалей, лучше приглашать меня с авторскими концертами к себе. А я умею быть благодарным! (Тонкий намёк!)

Сергей Богданов и Mussorgsky Jazz Orchestra
Сергей Богданов и Mussorgsky Jazz Orchestra

Какие планы на будущий год?

— Обычно картина грядущего фестиваля «Сентябрь…» у меня начинает складываться к концу марта, началу апреля. Поэтому пока про будущий год я ничего не могу сказать. Главное, чтобы фестиваль жил и не заканчивался.